Сервис «Испытано» позволяет сразу (даже не читая отзывы) видеть рейтинг надежности техники — прогноз времени её жизни.
Тонкий маркетинговый ход производителей техники?
Вы никогда не замечали, что аккумулятор ноутбука перестал работать не раньше, чем прошло несколько недель после окончания гарантийного срока? А может быть, сотовый телефон внезапно вышел из строя или струйный принтер перестал печатать по непонятным причинам? И все как раз после того, как буквально недавно закончился гарантийный срок. Интересно, но такие случаи достаточно часто происходят по всему миру. Сами вспомните все ваши последние приобретения. По каким причинам Вы решились на них? Потому что новая модель больше отвечала Вашим требованиям или все-таки из-за поломки старого аппарата?
Техника ломается, перестает использоваться, заменяется новой из-за дефектов. Не слишком ли много всего? Напрашивается только один вопрос: «Случайно ли все это?».
Действительно, ведь у большинства мобильных устройств (например, iPhone, iPad) невозможно заменить аккумулятор без специального инструмента. В результате любимый телефон оказывается на мусорке. Но это еще не все. В цифровых фотоаппаратах шестеренки изготовлены из пластика, из-за этого они не долговечны, а устройство быстро выходит из строя. «Заваренный», или прочно склеенный корпус планшетов не позволяет произвести его ремонт. В ноутбуках вентиляторы расположены в труднодоступных местах — велик риск повреждения от перегрева. Встроенные микро-чипы-счетчики обеспечивают запланированное старение устройства. Часто такие чипы используются в струйных принтерах, аккумуляторах цифровых камер и смартфонов. После определенного времени устройства ломаются, хотя могли бы долго еще прослужить. Некоторые видеокамеры ведут себя странно, если вставить дешевую батарею. Встроенный чип безопасности проводит проверку этой батареи и выдает «инородное вторжение», энергия начинает расходоваться намного быстрее. Потребитель начинает проклинать китайские батареи, которые вообще не при делах.
Часто из строя выходит деталь, парализующая работу устройства, починка которой стоит копейки. Однако производители не раскрывают своих секретов, касающихся электромонтажных схем, а купить новую деталь оказывается немногим дешевле, чем новое устройство. Покупатель скорее согласится купить новое, чем за большие деньги ремонтировать старое.
Таким образом, при помощи скрытых уловок, производители стимулируют потребителей скорее выкидывать старое и покупать новое. Тратить больше денег, следовательно, увеличивать прибыль производителя. Такое намеренное уменьшение срока службы устройств называется «запланированным старением».
Доказательством планомерного развития событий, связанных с запланированным старением можно привести исторический факт. В 1924 году главами предприятий осветительных приборов (Osram, Philips, General Electrics и др.) был основан тайный картель под названием Phoebus. Его целью стало увеличение объема продаж из-за быстро выходящей из строя продукции.
В то время уже было доступна технология производства ламп накаливания, работающих 2500 часов. Но главы стали производить лампы с сокращенным сроком службы до 1000 часов. Причем контроль проходил и за другими компаниями. Тот производитель, который выпускал лампы, работающие дольше положенного, обязан был уплачивать штраф остальным членам картеля. В результате лампы быстро перегорали, а объемы продаж стали неимоверно большими.
Замыслы картеля стали известны всем только в 1942 году, тогда нашли доказательства – договоренности и квитанции об оплате штрафов. Суд длился до 50 годов, члены картеля выиграли дело. Хотя, на них и были наложены обязательства того, чтобы они выпускали качественную продукцию, неудивительно, что такое происходит и сегодня.
Есть еще один фактор, способствующий частым приобретениям новой техники – прогресс высоких технологий и увеличение мощности новых устройств. Поддерживаемый хорошей рекламой и целевым маркетингом, он вызывает интерес к новым моделям и их новым возможностям. Называется это «психологическим старением».
Мошенничество производителей практически ненаказуемо. В большинстве случаев потому, что истец просто не сможет собрать необходимых доказательств. Конечно, можно использовать инженеров производителей техники в качестве источников информации. Однако никто из них не решится остаться ради Вас без работы. Поэтому протестанты обитают в Интернете: на форумах и в соц. сетях.
Чтобы не оказаться на растерзании, производители могли бы хоть чем-то доказать свою непричастность. Так, можно было продлить срок гарантийного обслуживания, предоставить на своих сайтах техническую документацию или сделать запасные части более дешевыми.